1С-Рарус

г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 68

Тел: (8362) 23-24-44

E-mail: yola@rarus.ru

Годовой отчет в ФСС: на что обратить внимание при его заполнении?

socstrah_1.jpgГодовой отчет в ФСС должны представить все учреждения-страхователи без исключения. При заполнении отчета у бухгалтеров нередко возникают вопросы. В статье рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которые допускают страхователи при заполнении отчетности в ФСС, а также напомним о новшествах, которые начали действовать с 01.01.2015.

В начале отметим, что при составлении годовой отчетности в ФСС необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:
  • Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ);
  • Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ);
  • Приказом Минтруда РФ от 19.03.2013 № 107н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения» (далее – Порядок № 107н).
Обращаем ваше внимание, что Законом № 406-ФЗ[1] внесены изменения в Закон № 125-ФЗ. Согласно данным поправкам отчет в ФСС необходимо представить по установленной форме:
  • не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, если отчет подается на бумажном носителе;
  • не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, если он представляется в форме электронного документа.
В какой форме необходимо представить отчет? Он заполняется с использованием средств вычислительной техники или от руки шариковой (перьевой) ручкой черного либо синего цвета печатными буквами. При этом он может быть представлен как на бумажном носителе, так и в электронном виде (п. 1 Порядка № 107н).

С 01.01.2015 отчетность в электронном виде необходимо представлять работодателям, у которых среднесписочная численность работников составляет 25 человек и более. Такой норматив среднесписочной численности работников установлен в ч. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ. Это значит, что указанные страхователи должны подавать годовой отчет в электронном виде.

Что касается отчетов, представляемых на бумажном носителе, то при обнаружении в них ошибок следует перечеркнуть неверное значение показателя, вписать правильное, поставить подпись страхователя или его представителя и указать дату исправления. Все исправления обязательно заверяются печатью организации. При этом не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства, также нельзя использовать факсимиле.

Какие таблицы представляются всеми страхователями? Согласно п. 2 Порядка № 107н обязательно представляются всеми страхователями:
  • титульный лист;
  • таблица 1 «Расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
  • таблица 3 «Расчет базы для начисления страховых взносов»;
  • таблица 6 «База для начисления страховых взносов»;
  • таблица 7 «Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года».
Другие таблицы (таблицы 2, 3.1, 4, 4.1, 4.2, 4.3, 5, 8, 9) не заполняются и не представляются в случае отсутствия показателей.

Отметим, что страницы должны быть пронумерованы по порядку в зависимости от количества представленных листов.

Подает ли отчет обособленное подразделение учреждения? Прежде всего отметим, что в силу ч. 4 ст. 2 Закона № 212-ФЗ обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца. При этом организация должна сообщить о создании обособленного подразделения в ФСС в течение месяца со дня его создания (п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона № 212-ФЗ).

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее – обособленные подразделения), исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено ч. 14 ст. 15 Закона № 212-ФЗ (ч. 11 ст. 15 данного закона). Частью 14 этой статьи установлено, что при наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории РФ, уплата страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также представление расчетов по страховым взносам по данным обособленным подразделениям осуществляются организацией по месту своего нахождения.

Заметим, что в отчетности по форме 4-ФСС необходимо указать КПП обособленного подразделения (п. 5.9 Порядка № 107н).

Обратите внимание, что выплаты и взносы, начисленные обособленным подразделением, не включаются в расчет по форме 4-ФСС, представляемый по месту нахождения самой организации (ч. 13 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Е. А. Соболева
эксперт журнала «Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение»

Источник: Журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение"