Электронная подпись нужна всем, кто сдаёт электронную отчётность. Применение ЭП регулируется Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ.
С 2022 года вступили в силу поправки, которые значительно изменили правила работы с электронной подписью.
Электронная подпись в 2022 году
С 2022 года функции по выпуску электронных подписей для организаций возлагаются на ФНС России.При этом, электронная подпись юридического лица выдается исключительно на генерального директора, руководителя. Соответственно, электронная подпись для индивидуальных предпринимателей будет выдаваться непосредственно на имя ИП.
Сотрудники юрлица или ИП должны в своей деятельности применять электронную подпись физического лица, а также электронную машиночитаемую доверенность (МЧД), подписанную ИП или руководителем юрлица. Такие подписи продолжат выдавать коммерческие удостоверяющие центры.
Пока положения о применении МЧД перенесены на 1 марта 2022 года и носят добровольный характер. Однако с 1 января 2023 года должен будет применяться только новый порядок.
Какие подписи будут работать в 2022 году?
Согласно разъяснениям Минцифры, часть выданных сертификатов ЭЦП будут действительны в 2022 году, часть — прекратят своё действие. - Если до 31 декабря 2021 года удостоверяющий центр, аккредитованный по новым требованиям 63-ФЗ, выдал ЭП, то такая подпись продолжит действовать до конца своего срока.
- Если УЦ, выдавший подпись до 1 июля 2021 года, не получил статус аккредитованного, то такой сертификат ЭП с 1 января станет недействительным.
Как оформить подпись по новым правилам?
Для этого необходимо:- подать заявление на выдачу сертификата — лично или через форму на сайте налоговой;
- выбрать носитель, на который ФНС запишет электронную подпись;
- подтвердить свою личность в ИФНС инспекции, взяв с собой паспорт, СНИЛС, носитель-токен и сертификат соответствия на токен;
- подготовить рабочее место: купить средство криптозащиты КриптоПро CSP, установить его на компьютер, а затем загрузить сертификат ЭП.
Как будет работать сервис 1С-Отчетность?
В 2021 году разработчик сервиса 1С-Отчетность, он же удостоверяющий центр «Калуга Астрал», успешно прошёл аккредитацию по новым требованиям 63-ФЗ. Центру присвоен статус «Аккредитованный удостоверяющий центр» (сокращённо — АУЦ).Благодаря этому, электронные подписи, выданные УЦ «Калуга Астрал» до 31 декабря 2021 года, можно будет использовать до истечения срока действия сертификата.
Однако, с 1 января 2022 года, как и все коммерческие удостоверяющие центры, УЦ «Калуга Астрал» утратит право выпуска новых сертификатов, так как эти полномочия теперь возложены на ФНС России.
Обратите внимание, что сам функционал сервиса 1С-Отчетность не меняется!
Сервис 1С-Отчетность по-прежнему может использоваться для передачи отчетности в контролирующие органы из программ «1С:Предприятие». Для этого пользователи могут использовать как текущий сертификат, выданный УЦ «Калуга Астрал», так и подписи, изготовленные в УЦ ФНС или другими аккредитованными центрами.
В решениях «1С:Предприятие 8» изменение формата электронной подписи в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 № 476-ФЗ будет поддержано с выходом очередных версий. О сроках см. в «Мониторинге законодательства» https://v8.1c.ru/lawmonitor/79be137a-488b-11ec-9505-0050569f3973.htm .